Журналист, писатель Сергей Строкань @strokan
Совещание Совбеза РФ, на котором была рассмотрена возможность проведения первого в истории независимой России ядерного испытания, положило начало практическим ответам Москвы на заявление президента Трампа о планах Вашингтона возобновить американские ядерные испытания. Свои намерения Трамп, к слову, подтвердил уже после совещания российского Совбеза по теме.
Проигнорировать пока вербальную, но потенциально опасную ядерную эскалацию со стороны США означало бы примириться с самой возможностью нарушения стратегического баланса и создания угрозы национальной безопасности России.
Чтобы эта угроза так и не возникла, и собрался Совбез РФ, который провёл оперативный мозговой штурм по вопросу, как реагировать на эту новую «американскую неожиданность».
У принятых по итогам заседания решений есть два измерения. Первое измерение — практическое, касающееся дальнейших шагов для сохранения ядерного паритета.
Второе — символическое, призванное, пока не поздно, напомнить американской стороне о «цене вопроса». Напомнить, что есть у русских поговорка: «Семь раз отмерь, один — отрежь». И если кто-то в США и на Западе вдруг решил, что мы медленно запрягаем, то мы можем быстро поехать.
Что касается практического измерения, то здесь нужно учитывать сразу несколько аспектов и нюансов.
Во-первых, не следует думать, что ядерный полигон на Новой Земле, где последнее ядерное испытание проводилось в далёком 1990 году, не поддерживался в состоянии, позволяющем в случае необходимости расконсервировать его без особой раскачки. Как заявил на заседании Совбеза министр обороны РФ Андрей Белоусов, готовность полигона на Новой Земле позволяет провести подготовку к ядерным испытаниям в сжатые сроки.
Во-вторых, как разъяснил ещё до заседания Совета безопасности секретарь Совбеза Сергей Шойгу, ядерные испытания на самом деле «не прекращаются ни на один день», просто они проводятся не физически, а с применением расчётной техники и созданием математических моделей. Такие испытания необходимы для поддержания надёжности уже существующих ядерных арсеналов. Это ещё одно доказательство того, что проведение реального ядерного испытания — решаемая задача.
Что же касается символического аспекта принятых на заседании Совбеза решений, то здесь главный смысл состоит в том, чтобы послать Вашингтону предупредительный сигнал о том, что любое действие рождает противодействие и начатая вовсе не Москвой эскалация не останется без ответа. Как уточнил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, пока президент поручил изучить целесообразность ядерных испытаний, а не начать непосредственную подготовку к ним. «Я хочу подчеркнуть: президент не давал поручения приступить к подготовке испытания. Президент поручил проработать вопрос о целесообразности начала подготовки к таким испытаниям», — отметил Песков.
Тем не менее ещё в 2023 году Владимир Путин заявил: «Первыми мы, разумеется, этого делать не будем, но если США проведут испытания, то и мы их проведём. Ни у кого не должно быть опасных иллюзий, что глобальный стратегический паритет может быть разрушен». С тех пор российский президент не раз возвращался к этой теме и каждый раз подчёркивал, что Россия не станет испытывать ядерное оружие первой.
В общем, после того, как любящий потанцевать под любимую песню президент Трамп захотел устроить ещё и опасный танец с ядрами, он получил все необходимые сигналы из Москвы.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.






































