МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
Журналист, писатель Сергей Строкань @strokan
Глава МИД России Сергей Лавров провёл в Москве встречу со своим индийским коллегой Субраманьямом Джайшанкаром, согласовав с ним последние детали визита в Индию президента Путина, ожидающегося в начале декабря.
Саммит Владимира Путина и Нарендры Моди может стать важнейшим событием в российско-индийских отношениях в XXI веке. Его значение обусловлено как принципиально новыми возможностями сотрудничества, так и многократно возросшими рисками, вызванными войной санкций и тем испытанием на прочность, которое проходит российско-индийское партнёрство.
Весьма символично, что это будет первый визит Владимира Путина в Индию за время украинского конфликта.
Несмотря на не прерывавшийся все эти годы интенсивный политический диалог лидеров России и Индии, встретиться на индийской земле после четырёхлетнего перерыва они смогут только на излёте 2025 года. И уже самим фактом этой встречи Путин и Моди ещё раз докажут, что нет таких внешних сил, которые способны наложить вето на их личные контакты.
Второй ключевой момент связан с тем, что 47-й президент США Дональд Трамп применительно к сотрудничеству Москвы и Нью-Дели решился пойти на шаги, которые не позволял себе ни один из его предшественников, включая президента Байдена.
Объявив, что он добьётся отказа Индии от закупок российской нефти, Трамп решил устроить великой державе показательную порку за покупку российских углеводородов, чтобы и другим партнёрам России неповадно было. Вначале США ввели тарифы в размере 25% в отношении Индии в связи с её закупками российской нефти и нефтепродуктов, а затем включили «Роснефть», ЛУКОЙЛ и их 34 дочерние структуры в новый пакет американских санкций.
Однако заявляя, что он якобы заставил Индию отказаться от российской нефти, Трамп выдаёт желаемое за действительное. Не будем отрицать, что введённые санкции создают определённые проблемы для новых закупок индийскими компаниями российской нефти, учитывая, что получать её Индия, в отличие от Китая, может только путём танкерных перевозок.
Но некоторое снижение поставок, если оно и произойдёт, в любом случае будет иметь краткосрочный характер — и никакого обвала не произойдёт. Будут найдены новые схемы торговли — обойтись без российской нефти Индия всё равно не сможет.
В своём последнем выступлении на Валдайском форуме президент Путин разъяснил смысл этой ситуации. «Откажется Индия от наших энергоносителей, тогда понесёт определённый ущерб, и по-разному его считают. Некоторые говорят, что это будет до $9—10 млрд, если откажется. А если не откажется, то будут тогда введены санкции в виде этих высоких пошлин — и тоже будет ущерб. Какой он будет? Такой же. Так и зачем тогда отказываться?» — заявил Владимир Путин.
При этом также необходимо отметить, что российско-индийское партнёрство гораздо шире и, помимо торговли энергоносителями и военно-технического сотрудничества, оно охватывает самые разные отрасли — от ядерных реакторов, космических разработок, гражданской авиации и информационных технологий до горнодобычи, фармацевтики, минеральных удобрений, продовольствия, туризма и обмена рабочей силой.
Таким образом, приняв решение провести саммит в Нью-Дели наперекор всем санкциям, лидеры России и Индии послали чёткий сигнал о том, что их сотрудничество продолжится и при плохой геополитической погоде и место встречи изменить нельзя.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.









































