Ситуация на российском рынке спецтехники явно требует внимания
4 декабря на Форуме Ассоциации Импортеров и Производителей Спецтехники в Москве обсуждали, что логично, ситуацию на российском рынке спецтехники.
В сухом варианте это выглядит так: выпуск спецтехники за первые три квартала 2025 года наиболее выраженно сократился в сегменте сельхозтехники (-30% к аналогичному периоду 2024 года), в меньшей степени – в части строительно-дорожной техники, тогда как производство подъемно-транспортного оборудования осталось стабильным в силу сохранения спроса в складском сегменте (ввод в действие новых складских площадей на фоне продолжающегося развития онлайн-торговли)
В значительной степени сокращение выпуска объяснялось рациональной адаптацией участников рынка в течение 2024 года, в преддверии резкого повышения ставок утильсбора, в большинстве сегментов, согласно косвенной оценке по данным стран-партнеров России, импортозамещения в 2025 году не происходило, несмотря на повышение ставок утильсбора: выпуск и импорт сократились примерно в равной пропорции.
Что это всё значит.
Российский рынок спецтехники в 2025 году вошёл в фазу общего инвестиционного спада, который затронул сразу все сегменты — и импортные, и отечественные. Сильнее всего просела сельхозтехника (около –30%), умеренно — строительная и дорожная, а стабильным остался только складской сегмент, который «держится» на продолжающемся росте онлайн-торговли и расширении логистических центров.
Главная причина спада — не провалы импортозамещения, а резкое сокращение спроса со стороны бизнеса. На спрос одновременно давят два фактора. Это высокая ключевая ставка, которая делает лизинг слишком дорогим и тормозит обновление техники в строительстве, АПК и промышленности. А также - перегрев 2024 года, когда компании заранее закупили очень много импортной спецтехники в ожидании роста утильсбора и параллельно увеличили объёмы ремонта. В 2025 году рынок оказался «перекормлен»: запасов много, парк техники не изношен, а экономика охлаждена.
Из-за этого ни российские производители, ни импортеры не получили преимуществ: выпуск и импорт падают примерно симметрично, что указывает на отсутствие реального импортозамещения. Регуляторные меры (повышение утильсбора) не создали новой модели рынка, а лишь ускорили закупки на год вперёд.
По сути, ситуация означает, что в спецтехнике образовался инвестиционный провал, характерный для периодов высокой стоимости денег: бизнес сокращает капитальные затраты, продлевает срок службы старой техники, ремонтирует больше, покупает меньше.
Макроэкономический вывод такой: Россия вошла в фазу инвестиционного сжатия, в которой стимулирующие меры «импортозамещения» больше не работают, потому что ключевая проблема — не конкуренция иностранных и отечественных товаров, а хроническая нехватка доступного капитала. Или, другими словами, падение спроса на спецтехнику — это индикатор того, что бизнес в реальном секторе сокращает капитальные вложения, избегает долговой нагрузки и продлевает ресурс старых активов, откладывая инвестиции на неопределённый срок. Это классический признак монетарного переохлаждения экономики, и в следующем году политика ЦБ явно должна поменяться.






































