Ядерный бриз уходящей осени
Трамп подтвердил в интервью, что США будут проводитьядерные испытания:
"Нам нужно протестировать ядерное оружие… иначе вы на самом деле не узнаете, работает ли оно. Россия проводит испытания, Китай проводит испытания — они просто не говорят об этом".
Речь пока идет не о полноценных испытаниях ядерного взрыва, которые США не проводили с 1992 года. Речь идет о других типах испытаний, которые являются частью программы по обеспечению надежности ядерного арсенала.
На ядерных испытаниях США будут проводиться субкритические взрывы. Об этом заявил глава Министерства энергетики Крис Райт.
Субкритические взрывы - главный тип испытаний, который проводят США в последние десятилетия.
Используется плутоний или другое делящееся вещество (как в реальной бомбе), но количество и условия подобраны так, что не происходит самоподдерживающейся цепной реакции, то есть ядерного взрыва.
Цель - изучить, как ведут себя материалы боеголовки (особенно плутоний) под воздействием мощного взрыва обычной взрывчатки. Это позволяет проверить физические свойства стареющих боеголовок и точность компьютерных моделей, не нарушая моратория на ядерные испытания.
Трамп лукавит, когда говорит, что возобновит эти работы. Потому что последнее известное испытание - эксперимент "Кронос" (Kronos) - был проведен в Неваде в сентябре 2023 года.
Однако я уже неоднократно говорил, что возвращение ядерной риторики - это типичное окно Овертона. И это - первый шаг к полноценным испытаниям ЯО.
В конце 2023 - начале 2024 годов в американских СМИ и экспертном сообществе началась дискуссия о возможном возобновлении полноценных ядерных испытаний. И возникла она неслучайно.
Некоторые политики и военные выражают обеспокоенность, что инфраструктура для проведения испытаний (например, полигон в Неваде) физически и кадрово деградировала, и ее нужно проверить и обновить.
США обвиняют Россию в проведении данных испытаний (что Россия отрицает) и Китай в масштабном расширении своего ядерного арсенала. В Вашингтоне звучат голоса, что для сдерживания потенциальных противников США должны быть готовы к возобновлению испытаний.
Само обсуждение такой возможности является мощным инструментом давления и сигналом для Москвы и Пекина о серьезности намерений США.
Решение о возобновлении реальных ядерных взрывов будет политическим решением высшего уровня (за ним должно стоять личное решение президента) и вызовет колоссальный международный резонанс, фактически похоронив Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Россия устами пресс-секретаря Дмитирия Пескова ранее заявила, что возобновит реальные испытания, если на этот шаг пойдут США.
С. Шилов








































