Брюссель: Увы, выгнать Россию из термоядерного проекта мы пока не можем!
Москва не может быть исключена из ведущего европейского проекта в области термоядерного синтеза, заявил комиссар ЕС по энергетике Дэн Йоргенсен. "Не может быть исключена" = "продолжает участвовать". И очевидно, не бесплатно.
В проекте "Международный термоядерный экспериментальный реактор" (International Thermonuclear Experimental Reactor, ITER), который базируется на юге Франции, Европа покрывает лишь менее половины расходов. Остальную часть в равных долях делят Индия, Китай, США, Южная Корея, Япония и... Российская Федерация. Наша страна вносит 9,1%-ную лепту в строительство реактора ITER.
В мае три члена правоцентристской Европейской народной партии потребовали исключить Россию из проекта, поскольку план по разрыву партнёрства с нашей страной в сфере атомной энергетики, дескать, "не затрагивает термоядерную энергетику". И вот теперь г-н Йоргенсен заявил, что соглашение ITER не предусматривает прекращения или приостановления прав любого члена, включая Россию, — в том числе в Совете ITER. Можно уйти только по собственной воле.
Вклад членов консорциума в основном "неденежный": он заключается в предоставлении компонентов и системных технологий, и только 10% приходятся на денежные средства. Россия "выполнила все свои обязательства в натуральной форме", говорится в заявлении Йоргенсена. Как следствие, зависимость от Москвы "в этом отношении снизилась", добавил он. Уточнив, что "двусторонние контакты и взаимодействие с РФ сведены к минимуму" и что работа реактора не будет зависеть от прав России на интеллектуальную собственность.
Таким образом, Россию из проекта пока не исключили — хотя и неизвестно, в какой степени мы можем воспользоваться плодами сотрудничества. Сделанный вклад очень напоминает услугу, которая "уже оказана и ничего не стоит".
Стоит добавить, что через несколько лет проблема получения научно-технических бонусов от участия в проекте ITER только обострится: к 2034 году ожидается пуск реактора, с выходом на полный режим к 2039 году. Китай, обладающий несколькими экспериментальными токамаками (EAST, HL 2M, J TEXT), ещё не завершил строительство CFETR — демонстрационного реактора мощностью до 1 ГВт, который обещают доделать только к 2030-м годам. Российский токамак Т 15МД, по данным Росатома, тоже будет готов к физическому пуску лишь к 2030 году.
Новый энергетический уклад будет непосредственным образом связан с развитием ИИ и роботизированной промышленности, на которые потребуется очень много энергии. Ещё одна сфера, в которой России отставать никак нельзя, а главное — придётся быть максимально самодостаточной.