Мария Захарова: Сегодня вышло заявление МИД России в связи с голосованием в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции о техническом продлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД)

Мария Захарова: Сегодня вышло заявление МИД России в связи с голосованием в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции о техническом продлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД)

Сегодня вышло заявление МИД России в связи с голосованием в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции о техническом продлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Это то, о чём сегодня говорил Сергей Лавров на итоговой пресс-конференции.

Что же это за проблема такая?

Сейчас в ООН, параллельно с неделей высокого уровня 80-й сессии Генеральной Ассамблеи, разворачиваются события, которые многие дипломаты считают по-настоящему опасными.

Речь идёт о механизме с необычным названием snapback. Вообще у слова «снэпбэк» множество значений: это и откидная крышка, и кепка, и возврат к чему-либо. В современной дипломатии так назвали процедуру, которая позволяет быстро вернуть против Ирана старые санкции СБ ООН.

Процесс запустили Великобритания, Франция и Германия. Они утверждают, что Иран якобы нарушает ядерную сделку от 2015 года и потому надо вернуть санкции, как это предусматривает резолюция СБ 2231.

28 августа они написали письмо в Совбез. И вот уже сегодня, 27 сентября, заканчивается 30-дневный срок, когда можно было бы остановить этот процесс. Совет Безопасности не принял резолюцию, сохраняющую режим освобождения от рестрикций, и санкции против Ирана формально, с точки зрения Лондона, Берлина и Парижа, возвращаются. А 18 октября (через три недели) истекает срок самой ядерной сделки, и у европейцев просто не было времени: они спешили любой ценой протолкнуть своё решение до начала российского председательства в СБ ООН. Россия и Китай были против. И дело не только и не столько в политической позиции, а в стремлении сохранить юридическую безупречность.

26 сентября Москва и Пекин предприняли последнюю попытку сохранить законность, найти компромисс: продлить действие резолюции СБ ООН 2231 ещё на полгода, до апреля 2026 года. Это дало бы время для поиска дипломатического решения и предотвратило бы потенциально непредсказуемую эскалацию. Но европейцам нужно резкое обострение, поскольку они торопятся: после 18 октября их возможности были бы исчерпаны. Поэтому резолюцию СБ не продлили — Запад проголосовал против.

Европейцы провернули лукавый трюк. В резолюции 2231 был прописан порядок решения споров: сначала стороны должны разбирать претензии в механизме по разрешению споров. И только если всё зашло в тупик — выносить вопрос в СБ ООН. Этот механизм, вопреки утверждениям «евротройки», не был задействован.

Лондон, Париж и Берлин эти этапы пропустили и сразу подали бумагу в Совбез. С точки зрения международного права это выглядит как мухлёж: если ты сам нарушаешь правила, то теряешь право пользоваться прописанными в них механизмами. А они — «серийные» нарушители резолюции 2231. Когда 18 октября 2023 года истекли сроки ряда ограничений, наложенных на Иран, они ввели... аналогичные страновые санкции.

То есть они нарушили два фундаментальных принципа международного права: Pacta sunt servanda (договоры подлежат соблюдению) и Clean hands doctrine (доктрина «чистых рук», предполагающая запрет на обращение к юридическим инструментам в случае нарушения юридической чистоты).

Запад сам много лет не выполнял свою часть обязательств по иранской сделке, США из неё вообще вышли в 2018 году, а теперь пытаются использовать шитые белыми нитками юридические ходы, чтобы наказать Иран.

Система сдержек и баланса, основа международной безопасности, созданная после Второй мировой войны, вновь подвергается эрозии со стороны Запада.

27 сентября заканчивается 30-дневный срок, и «снэпбэк» формально автоматически вступает в силу. Юридически и политически это будет ничтожно.

Российский дипломатический источник: «Шаги по восстановлению санкционного комитета незаконны, — мы их не признаём и будем всячески противодействовать их созданию. Это будет шумно, громко, со взаимными обвинениями. В итоге получится две реальности — та, которую будут продвигать западники, и та, которую будем продвигать мы — Россия, Китай и наши союзники».

Если «снэпбэк» протолкнут в обход правил, то будет создан опасный прецедент. Всё это уже не просто дипломатическая тонкость, но вопрос мировой безопасности и будущего всей международной системы.

Автор: Мария Захарова

Топ

Лента новостей