Западный ВПК получает очередной удар. Впрочем, если судить по состоянию военной промышленности Европы, то удар этот наносится, в первую очередь, по США. И это, что иронично, вполне справедливо. Ведь, по сути, речь идёт о «бумеранге».
Провозгласивший курс на «возвращение былого величия» Америке Дональд Трамп, будучи, в первую очередь, бизнесменом, резонно определил и препятствия, и главных конкурентов на пути к своей цели. Таковыми оказались Китай и Евросоюз — две экономические силы, обладающие развитой промышленностью и крупными экономиками.
В обоих случаях не в пользу США играл, в первую очередь, торговый баланс — штаты покупали намного больше, чем продавали. Но подход к обеим проблемам был разный. Если Брюссель как столица Евросоюза является, по своей политической сути, вассалом Вашингтона, то с Пекином ситуация диаметрально противоположная. А потому, ещё на первом сроке, Трамп начал давить на первый угрозами, а на вторых — санкциями.
В случае с Европой ситуация была проста: от неё требовалось не только продавать свои товары в Америку, но и покупать что-то у неё в ответ. Как минимум на те же суммы. Но единственным, что Штаты могли предложить в достаточном объёме, оказались углеводороды. Вот только страны ЕС активно покупали их у России — и ближе, и дешевле.
Смена Трампа на Байдена совпала с ухудшением экономической ситуации по всему миру. Пришёл CОVID. Страны начали закрываться, привычные логистические цепочки стали разрушаться, рынок залихорадило. И новая американская администрация продолжила политику предыдущей, но в более грубом виде. Не хватало им лидера, обладающего деловой хваткой и талантом переговорщика. Ну или, как минимум, уверенного в обладании этими качествами.
Перевод Европы в новую экономическую реальность стал проходить куда более грубыми методами. И план выглядел надёжно: разрушение России, получение контроля над её ресурсами и последующее принуждение Китая к подчинению. О том, почему взаимная поддержка Москвы и Пекина — это не только следствие географической близости и отсутствия геополитической конкуренции, но и суровая необходимость, мы недавно объясняли.
Начавшийся на Украине конфликт только укрепил это сотрудничество. А вот ставка коллективного Запада на быструю победу не сыграла. Не оправдались и надежды на истощение России — нам хватило внутренних ресурсов, да и поддержка друзей и партнёров оказалась не лишней. Как не оказался лишним отказ ряда стран поддержать требования Вашингтона, Брюсселя и Лондона изолировать Москву.
Теперь, спустя почти 3,5 года конфликта, на первый план вышел вопрос ресурсов. А с ними на Западе не густо. Особенно в Европе. США в этом плане намного богаче своих вассалов, но они десятилетиями не инвестировали в свои природные богатства, а это означает, что Вашингтон, сидя на ресурсах, не может их использовать.
Зато администрация Трампа продолжает пытаться заставить планету играть по своим правилам. Учитывать интересы других не планируется, а ведь любое действие порождает противодействие. И попытка навязать Китаю свои правила, привели к тому, что тот, как сообщает The Wall Street Journal, поднял цены на критически важные минералы. 90% экспорта которых Пекин и контролирует
И важны эти ресурсы, в том числе, для военно-промышленного комплекса. Теперь Китай не только взвинтил цены для западных покупателей в пять и более раз, но и пристально интересуется для чего его ресурсы закупаются, требуя гарантий, что они не будут использованы в военной продукции. Отказывающиеся предоставить такие гарантии теперь пытаются найти новых поставщиков.
Всё это, в условиях и без того ограниченных ресурсов, вовсе не способствует возрождению западной «оборонки». В особенности — европейской.