Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал большое интервью программе «Большая игра» на «Первом канале».
Часть одиннадцатая.
Ведущий:
Первый президент Соединённых Штатов, с моей точки зрения самый великий президент, Джордж Вашингтон в своём прощальном обращении к нации сделал особый упор на том, что Соединённые Штаты не должны создавать постоянных военных союзов. Потому что такие союзы приобретают свою логику, свою динамику, мешают гибкости внешней политики и втягивают страны в ненужные конфликты.Именно это произошло с НАТО. Зачем НАТО нужно было продолжать и тем более усиливать своё функционирование после окончания холодной войны — трудно объяснить рациональными аргументами. Но сейчас я слышу аргументы, в том числе и в Москве, от политологов и экспертов, что правильный ответ НАТО — это большая военно-политическая интеграция Шанхайской организации, БРИКС и так далее.
Думаете ли вы, что ответ на вызовы НАТО должен предполагать какие-то новые элементы военно-политической интеграции со стороны мирового большинства?
Лавров:
У нас есть военно-политические союзы. Прежде всего — Союзное государство России и Белоруссии, конечно, Организация Договора о коллективной безопасности. Шанхайская организация сотрудничества также имеет серьёзное военно-политическое измерение, связанное с обеспечением безопасности стран-членов. Но ни в одном из этих форматов никогда не ставилась задача быть враждебными кому бы то ни было.Задача всегда заключалась в обеспечении безопасности территорий стран-участниц без экспансионистских планов. НАТО, кстати, изначально тоже создавалось как оборонительный союз. Но когда НАТО стало распространять свои интересы далеко на восточную окраину Евразии, журналисты спросили тогдашнего генсека Столтенберга на пресс-конференции: «Вы по-прежнему оборонительный союз, обеспечивающий безопасность территорий стран-членов?» Он сказал: «Да». — «А что вы тогда делаете в Южно-Китайском море, на северо-востоке Азии, в Юго-Восточной Азии, в Тайваньском проливе?» Ответ был: «Мы продвигаем туда нашу политическую и, возможно, военно-техническую инфраструктуру, потому что угрозы странам НАТО исходят оттуда».
Это прямой и не скрываемый враждебный шаг в отношении Китая. Плюс — формирование блоков антикитайской направленности: AUKUS (США, Британия, Австралия), попытки втянуть Индию в такие форматы, вытащить из ASEAN Филиппины, заигрывание с другими странами региона, нарушая единство ассоциации. Недавно прошли крупные учения с привлечением стран Юго-Восточной Азии, Азии в целом, Латинской Америки — под эгидой натовских держав.