ВЫБОРЫ В МОЛДАВИИ: ПОБЕДА НЕ ОЗНАЧАЕТ ПОБЕДУ
Виталий Денисов, руководитель представительства Sputnik Молдова @rusputnikmd
На сегодняшний день предвыборная ситуация такова: из 33 политических партий, которые могли принять участие в парламентских выборах, допущены только 25 кандидатов. Центральная избирательная комиссия аннулировала регистрацию партии «Сердце Молдовы» экс-башкана Гагаузии Ирины Влах, входившей в оппозиционный патриотический блок, — основного критика правящей партии. Это решение создаёт прецедент: теперь под угрозой снятия с выборов может оказаться и весь блок.
О шансах на победу
Тут тяжело говорить. Даже если патриотический блок получит больше мандатов, это ещё не победа — полная и окончательная. Не исключено, что правящая партия войдёт в коалицию с другими силами. Например, с блоком «Альтернатива», который при всей своей внешней оппозиционности выступает за те же евроинтеграционные ценности, что и власть. Есть и другие игроки, например партия Ренато Усатого, которая также может пройти в парламент и по старой схеме вступить в альянс с партией «Действие и солидарность» Майи Санду. Поэтому, победив на выборах, оппозиция может не одержать главной победы.
География голосования: избирателя отсекают точечно
Власть действует по обкатанному сценарию, который был опробован ещё на президентских выборах. Сегодня ситуация стала ещё жестче. Количество избирательных участков было значительно увеличено в странах Европы и сокращено там, где ожидается протестное голосование, в первую очередь в России и Приднестровье.
В Приднестровье, где на прошлых выборах было 27 участков, теперь всего 12. Пять из них недавно переместили вглубь территории Молдовы, что осложняет доступ к ним. Власти также неожиданно начали ремонт шести из семи мостов через Днестр, перекрыв дороги и оставив лишь пешие переходы. Это максимально отсекает от голосования жителей Приднестровья с молдавским гражданством.
В России, где право голоса имеют около 250 тыс. молдаван, откроют всего два участка (в Москве, при посольстве). На них завезли 10 тыс. бюллетеней. Для сравнения: в Италии, где проживают около 160 тыс. молдаван, будет 67 участков, куда доставят 229 тыс. бюллетеней. В Германию — 140 тыс., в Великобританию — 97 тыс. Цифры красноречивы.
Военный контекст: старая дислокация и новые риски
Разговоры о стягивании войск у границ — преувеличение. Как минимум две мотопехотные бригады Румынии годами дислоцированы близ границы с Молдовой; их время подскока — не более полутора часов. На Украине, у границ Приднестровья, также сосредоточено до 8 тыс. военных. Новизны здесь нет.
Гораздо важнее другое: все забыли о соглашении между Кишинёвом и Бухарестом, позволяющем в случае «чрезвычайных ситуаций» задействовать на территории Молдовы румынских карабинеров. Трактовка таких ситуаций (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, массовые беспорядки) — поле для огромной фантазии. Это даёт действующей власти юридический повод обратиться за «помощью».
Впрочем, в прямом силовом сценарии с участием армии Украины или Румынии я сильно сомневаюсь. Если Кишинёву может быть безразличен его имидж, то Брюссель ещё дорожит своим реноме и вряд ли захочет создавать новый очаг напряжённости в центре Европы. Хотя, безусловно, контроль над Молдовой для ЕС остаётся приоритетом.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.