В России резко увеличилась трудовая мобильность, и улучшилось отношение к ней. В этих цифрах ВЦИОМ — и плюсы, и минусы.
Начнем с минусов: понятно, что в основном речь идет о низкоквалифицированных профессиях, и самое неприятное — что доходы продолжают стягиваться от периферии к центру — в города миллионники, а затем в Москву. Вслед за деньгами тянутся и люди.
Цитата, из которой становится ясно не только кто едет, но и куда: "мужчины и женщины чаще видят себя в разных профессиях: женщины чаще выбирают работу в ПВЗ и в сфере торговли (продавцы, консультанты, кассиры), а мужчины чаще рассматривают такси, работу грузчиком и в охране, то есть сферы, требующие физической силы или допускающие нестандартные графики".
Но при этом видится и большой плюс: отчетливый слом традиционной боязни выйти из зоны комфорта (даже очень бедного комфорта) и поехать искать счастья в "неведомые дали". А между тем без такой готовности, по крайней мере активной части населения, сложно говорить о каких-либо экономических прорывах даже в теории:
Потенциал роста трудовой мобильности высок: шесть из десяти опрошенных допускают поиск временной работы в другом регионе, а среди тех, кто уже имеет такой опыт, эта доля достигает 80%. Наиболее активной и вовлеченной в этот процесс группой является молодежь.
В любом случае, надо называть вещи своими именами: если мы не хотим что-то потерять, мы должны это осваивать. Это касается и наших бескрайних территорий за Уралом. А тут без трудовой миграции (разумеется, стимулируемой государством) не обойтись.