Кремль сообщил, что идут последние приготовления к пресс-конференции Владимира Путина.
Соловьёв в Max | Соловьёв в Telegram
Вчерашнее заявление Дональда Трампа о «заговоре» России, Китая и КНДР произвело именно то впечатление, на которое рассчитывал американский президент. «<…> Отличного и длинного праздничного дня председателю Си и замечательному народу Китая. Передайте мои самые тёплые пожелания Владимиру Путину и Ким Чен Ыну, пока вы строите заговор против Соединённых Штатов Америки», — написал Трамп в соцсети Truth Social.
Это эпатажное заявление привлекло большое внимание и напомнило, что без Трампа никакая международная ситуация не может существовать.
Насколько серьёзен он был — другой вопрос. Помощник президента В. Путина Юрий Ушаков предположил, что заявление Трампа было написано с иронией: «Я думаю, он не без иронии сказал, что якобы эти трое готовят заговор против Соединённых Штатов. Я хочу сказать, что никакие заговоры никто не устраивал, никто ничего не плёл».
В этом у меня нет сомнений. Дональд Трамп — мастер гротеска. Он любит юмор и даже сарказм — так, чтобы гадали, какой в его текстах элемент правды. А такой элемент определённо есть. Трудно представить, чтобы Трамп верил в какой-то заговор, заключённый против него в Пекине. Однако будет логично предположить, что сближение России, Китая, Индии и других стран, принимавших участие в сессии Шанхайской организации сотрудничества в Тяньцзине и на военном параде в Пекине, не могло не восприниматься официальным Вашингтоном как серьёзный вызов.
Как отметила газета The New York Times, «Парад в Пекине показал альтернативу Западу». Альтернативу реальную и тревожную.
Конечно, и Владимир Путин, и Си Цзиньпин, и Нарендра Моди всячески подчёркивали, что сближение этих великих держав не направлено ни против кого. Но, с другой стороны, они также отмечали, что их цель — создание нового миропорядка. Порядка многополярного, равноправного и без присутствия гегемона. Такой порядок однозначно противоречит тому, как видит Д. Трамп задачи американской внешней политики. Речь идёт о фундаментальном несовпадении целей лидеров ШОС и США. Это несовпадение определяет пределы возможного сотрудничества Москвы и Вашингтона. Тем не менее стратегические разногласия совершенно необязательно должны вести к вооружённым или даже экономическим конфликтам и блокировать сотрудничество там, где есть совпадение интересов.
Мне кажется, что Д. Трамп это понимает на интеллектуальном уровне, а вот сможет ли он подчинить свой темперамент американским национальным интересам — остаётся открытым вопросом.