Фрагмент из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для проекта «Мосты на Восток»(Москва, 8 октября 2025 года)
#Сирия
Вопрос: Ещё одна тема – Сирия. Вы встречались со своим сирийским коллегой А.Шибани в июле в Москве, а также «на полях» Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. На какой стадии сейчас находится взаимодействие с нынешним руководством этой страны? Какие видятся перспективы для сотрудничества, в том числе какова дальнейшая судьба российских военных баз?
С.В.Лавров: <...> Мы дружим с Сирийской Арабской Республикой неконъюнктурно.
Сразу же после событий декабря 2024 года возобновили наш контакт. Президент В.В.Путин говорил по телефону с руководителем новых властей, господином А.Шараа. Межведомственная делегация побывала в начале этого года в Дамаске и провела «инвентаризацию» вместе с сирийскими коллегами проектов, которые были запущены при Президенте Б.Асаде и которые, по нашему мнению, вполне могли бы в нынешних условиях продолжаться с некоторыми уточнениями.
Встречался с Министром иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом Сирийской Арабской Республики А.Шибани ещё весной в Анталии, когда мы участвовали в Анталийском дипломатическом форуме. Потом он был у нас в июле, и встречались в Нью-Йорке.
В начале сентября ещё одна межведомственная делегация, уже на уровне Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Новака посетила Дамаск. Были разговоры с их коллегами и с Президентом переходного периода А.Шараа. Заинтересованы в том, чтобы всё, что было начато, что-то с советских времен, что-то после 2011-2014 гг., всё то, что касается содействия развитию национальной экономики, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, чтобы всё это продолжалось. Но, естественно, чтобы это было скорректировано под новые условия.
Это касается и наших военных баз. Президент В.В.Путин не раз говорил, что мы не будем оставаться вопреки воле сирийского руководства, но оно, судя по всему, и целый ряд стран региона заинтересованы в том, чтобы наше присутствие там сохранялось. Конечно, это уже не присутствие для того, чтобы поддерживать военным образом законные власти против тех или иных оппозиционных сил. Надо переформатировать функционал. Одна из очевидных задач, которые могут быть полезны сирийцам, их соседям и многим другим странам – это гуманитарный хаб. Использовать порт и аэропорт для того, чтобы доставлять гуманитарные грузы из России, из стран Персидского залива в страны Африки. Понимание того, что это будет востребовано, есть. Готовы согласовывать детали. В принципе, вопрос был обсуждён. Есть обоюдный интерес.
Ещё одна вещь по Сирии – это внутриполитическая ситуация. Сирия категорически требует, чтобы перестали вмешиваться в её внутренние дела. Большие территории САР находятся под контролем иностранных войск. Не всегда эти войска находятся там по приглашению Дамаска. Особо сложная ситуация сложилась на юге, где Израиль настаивает на создании буферной зоны. Понимаем законную озабоченность Израиля по поводу своей безопасности. Президент России В.В.Путин неоднократно подчёркивал, что без этого мир на Ближнем Востоке не будет обеспечен. <...>
Поэтому единство Сирии – это то, в чём должны быть заинтересованы все страны, имеющие то или иное влияние на ситуацию – на Дамаск, на различные этно-конфессиональные и политические группы в других частях страны. Традиционные опасения многих заключаются в том, что «взорвется» курдская проблема, потому что если эти «игры» с сирийскими курдами «в автономию, в сепаратизм» выльются во что-то конкретное, то курдская проблема может взорваться во всех других странах региона. Это серьёзные риски.
Со всех точек зрения мы будем помогать нашим сирийским партнёрам. Готовы сотрудничать в этих вопросах с другими странами, которые так или иначе продвигают свои интересы в Сирийской Арабской Республике. Особое значение будет иметь участие руководителя переходного Правительства господина А.Шараа в первом Российско-Арабском саммите 15 октября. Думаю, там состоится серьёзный разговор.