Фрагмент из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для проекта «Мосты на Восток»(Москва, 8 октября 2025 года)
Вопрос: Ситуация в Иране видится как один из ключевых факторов, влияющих на стабильность в регионе. После силового сценария, к которому прибегли Израиль и США летом, как видится дальнейшее развитие ситуации? Возможно ли, на Ваш взгляд, возвращение к полномасштабным переговорам по иранской ядерной программе?
С.В.Лавров: Иран в этом заинтересован. Иран все эти месяцы с января, когда на Западе всерьёз стали «играть» в возобновление санкций, хотя на это нет никаких законных прав, последовательно выступал за переговоры, проявлял гибкость, креативность в своих подходах, стремился не поддаваться на провокации, потому что Запад постоянно заманивал иранских переговорщиков на какие-то очередные «раунды», где потом достигали какого-то предварительного понимания. Все надеялись, что это окончательно поставит точку в разговорах о том, как быть дальше.
Запад потом отказывался от своих предложений, предварительных договоренностей, компромиссов и продолжал действовать методами шантажа, диктата, угроз.
Сам факт возобновления этих санкций, которые Запад пытается выдать за состоявшееся правовое действо, – совершенно возмутительная история, потому что, напомню, резолюция, одобрившая Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию иранской ядерной программы, была нарушена не Ираном. Исламская Республика выполняла её с 2015 года, когда она только она была принята. Потом, в 2019 году, США сказали, что им это не нравится, что они не будут ничего выполнять. А европейцы, которые тоже обязаны были выполнять «плод трудов своих», вместо того, чтобы высказаться принципиально за сохранение этой «сделки», стали «подыгрывать» Вашингтону и убеждать иранцев: мол, хорошо, американцы отказались её выполнять, но вы не обижайтесь, давайте придумаем ещё чего-нибудь, здесь уступите.
Это просто подло, не говоря уже о том, что это грубейшим образом нарушает международное право. Устав ООН требует выполнять все резолюции. А они решили вот так. Воспользовались тем положением этой «сделки» (я участвовал в этом процессе), которое в 2015 году вызывало большие вопросы. Тогдашний Госсекретарь Дж.Керри сказал тогдашнему министру иностранных дел Ирана М.Д.Зарифу (выступал как переговорщик), что, мол, хорошо, что мы всё согласовали (а это огромный документ, прописаны технические, юридические, практические детали), и предложил ему все это «продать» в Конгрессе и в Вашингтоне. Поскольку к Тегерану многие в США не испытывают доверия, то чтобы их убедить, запишем, что если вдруг Иран будет что-то нарушать, не выполнять, то тогда автоматически принимается резолюция о возобновлении санкций. И сделать там ничего невозможно. Придумали «схему», которая однозначно в пользу любого, кто захотел бы вновь возобновить санкции против Ирана.
Уверен, что иранцы пошли на такую договорённость исключительно по одной причине. Они не собирались и не хотели нарушать что бы то ни было. Поэтому они с чистой совестью, с легким сердцем подписались под этим беспрецедентным инструментом, которым сейчас Запад грубейшим образом злоупотребил, перевернув все «с ног на голову». Наказали страну, которая ничего не нарушала и всё выполняла, пока Запад не отошел от «сделки».
Иранцы по-прежнему готовы вести переговоры. Запад специально делает всё, чтобы этих переговоров с Соединенными Штатами не было (хотя к этому иранцы всегда были готовы) и чтобы Иран с МАГАТЭ не возобновил нормального сотрудничества. Как будто они специально провоцируют крупный конфликт. Может быть, кому-то это и надо.