Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова в порядке права на ответ в ходе...

Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова в порядке права на ответ в ходе...

Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова в порядке права на ответ в ходе общеполитических прений в Первом комитете 80-й сессии ГА ООН (Нью-Йорк, 17 октября 2025 года)

К.В.Воронцов: Вынуждены воспользоваться правом на ответ в связи с заявлением грузинской делегации для того, чтобы прояснить истинное положение дел вокруг Южной Осетии и Абхазии.

Данные независимые государства признаны целым рядом стран, включая Россию, и получили такой статус на основе свободного волеизъявления югоосетинского и абхазского народов и в соответствии с нормами и принципами международного права, включая Устав ООН. Для нас этот вопрос закрыт.

Ответим также на безосновательные утверждения ряда западных делегаций в связи с реализацией Будапештского меморандума.

Меморандум принимался ввиду обретения Украиной безъядерного статуса и, соответственно, её присоединением к ДНЯО в качестве государства, не обладающего ядерным оружием. Данный документ является компонентом «пакетных» политических договорённостей, которые в равной степени налагают обязательства на всех участников.

Приняв этот «пакет», Россия все последующие годы неукоснительно соблюдала положения подписанных ею документов.

По Меморандуму наша страна, в частности, подтвердила в отношении Украины обязательство не применять и не угрожать применением ядерного оружия против неядерных государств с учётом стандартных в таких случаях технических оговорок. Данное обязательство неизменно и строго выполнялось, а также продолжает выполняться в полном объёме.

В свою очередь страны Запада, исторически стремившиеся навсегда оторвать Украину от России, бесцеремонно вмешивались во внутренние и внешние дела Киева. Вопреки изначально нейтральному статусу Украины затаскивали её в схемы блокового противостояния с нашей страной. Отказ радикалов, захвативших в Киеве власть после кровавого госпереворота, признавать интересы значительной части украинского общества, спровоцировали острый кризис внутри страны, что и поставило под вопрос существование Украины как единого и дееспособного государства.

Договорённости 1994 года были также подорваны дестабилизирующим курсом на безудержное расширение НАТО и военно-политическое освоение постсоветского пространства в ущерб фундаментальным интересам безопасности России. Это в корне противоречит содержанию Будапештского «пакета» документов, где содержатся установки, аналогичные принципу равной и неделимой безопасности, и выражается приверженность коллективным началам выстраивания архитектуры евробезопасности. Всё это было отброшено.

Не соблюдал обязательства по Будапештскому пакету документов и сам Киев. В частности, те из них, которые предполагали «противодействие росту агрессивного национализма и шовинизма». Таким образом, единство и территориальная целостность Украины были разрушены собственной деструктивной политикой Киева и вредоносным вмешательством Запада.

Мы же не могли и не будем игнорировать угрозы нашей безопасности, проистекающие с территории Украины. В этом контексте вызывают озабоченность высказывания представителей киевского режима, не только ставящие под вопрос жизнеспособность Меморандума, но и способные трактоваться как прямая заявка на пересмотр безъядерного статуса Украины. Некоторые западные политики и чиновники предлагали вернуть ядерное оружие Киеву, что было бы прямым нарушением всех обязательств по ДНЯО со стороны тех, кто осмелится это сделать.

Разумеется, Москва не намерена допустить ни один из этих сценариев. Для нашей страны обретение киевским режимом ядерного оружия категорически неприемлемо.

Таково реальное, а не вывернутое наизнанку положение дел с реализацией Будапештского меморандума.

Читайте полностью

Источник: Telegram-канал "МИД России"

Топ

Лента новостей