ПОТЯНЕТ ЛИ ЕВРОПА УКРАИНУ?
Telegram-канал «Военный Осведомитель» @milinfolive
Генсек НАТО Марк Рютте дал прогноз, что к концу 2025 года Украина может получить американского вооружения по программе PURL на сумму около $5 млрд.
Напомним, что механизм Priority Ukraine Requirements List (PURL) был запущен четыре месяца назад как реакция Европы на прекращение прямой бесплатной военной помощи Украине со стороны США. По нему европейские страны скидываются в большой общак, откуда затем с наценкой осуществляется покупка оружия из США и его передача уже Киеву.
На текущий момент известно, что в рамках инициативы PURL было выделено около $3,1 млрд. Среди крупнейших доноров для оплаты американского вооружения выступили Германия, Нидерланды и Канада, отправившие примерно по€500 млн, после отличились Швеция с Норвегией, выделившие около €300 млн, а остатки добивали малыми траншами от небольших стран на суммы €100—50—10 млн.
Следовательно, за оставшийся до конца 2025 года месяц Рютте необходимо привлечь ещё около $2 млрд, чтобы соответствовать своему же прогнозу. Несмотря на то что многие страны ЕС (и не только ЕС) уже выделили средства на PURL, осталось ещё несколько государств, не принимающих участия в финансировании американского ВПК, в том числе крупных, таких как Франция, Великобритания и Италия.
Теоретически если у руководства США и НАТО получится убедить пока не присоединившиеся западноевропейские страны внести свой вклад в механизм обогащения американских оружейных компаний, то те смогут добить плановый показатель $5 млрд своими траншами по $400—500 млн от каждой. В противном случае генсеку Рютте придётся либо повторно проходить с протянутой рукой среди стран, которые уже выделили средства, либо урезать запланированные аппетиты.
Важно отметить, что в момент анонса PURL ожидалось, что механизм позволит привлечь для закупок оружия из США около $10 млрд, а Зеленский заявлял, что Украина рассчитывает получать от союзников как минимум $1 млрд в месяц. В эти рамки инициатива пока не укладывается. Но даже этот план-минимум означает, что Киев получает гораздо меньше американского вооружения, чем получал напрямую из США по программам PDA и FMS до приостановки Трампом — тогда помощь достигала $25 млрд в год.
В результате Европе сейчас необходимо не только оказывать собственную военную помощь Украине, но и покрывать выпавшие из уравнения поставки оружия из США. Если ранее всё делилось примерно 50 на 50, то с лета 2025-го за американское оружие нужно платить. Отказаться от этого «принуждения к помощи» тоже невозможно: США являются обладателем целого спектра жизненно необходимого ВСУ вооружения, аналогов которому у ЕС либо нет, либо крайне мало для поставок в нужном количестве.
Из-за этого в среде европейских ястребов всё чаще звучат призывы отобрать замороженные активы России, которые можно будет пустить на закупку вооружения для Украины как в Европе, так и в США, больше не беспокоясь, получится ли в этом месяце наскрести очередную десятину. Однако пока этой идее противостоит сама Бельгия, как крупнейший их держатель, а также инициатива Трампа пустить часть этих денег на совместные российско-американские проекты после окончания конфликта. Пока данная идея жива, Европе будет ещё сложнее продвигать возможную кражу российских средств, ведь в случае подписания мира за своими финансами придёт не только Москва, но и Вашингтон, которому была обещана доля.
Таким образом, хотя механизм PURL и позволяет снабжать Украину критически важным вооружением производства США вроде ракет к ЗРК Patriot и РСЗО HIMARS, он при этом требует от ЕС значительно больших финансовых вливаний, чем ранее. К тому же в будущем существуют большие риски снижения общих сумм и так нестабильных траншей от уже принявших участие стран ЕС. Также никак не решается вопрос полной зависимости механизма от политической воли США, которые в любой момент смогут манипулировать доступностью продаваемой продукции и её ценой.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.







































